Александр Абдукаримов

Александр Абдукаримов и его «Дети ночи»

В киевской опере снова премьера. Любимец берлинской публики артист Staatsbalett Berlin, хореограф Александр Абдукаримов специально для звезд украинского балета Екатерины Кухар и Александра Стоянова ставит модерновую постановку «Дети ночи» (Children of the Night). О том, как родилась идея спектакля, о будущем балетного искусства и многом другом Александр Абдукаримов поведал Best People Club в коротком антракте во время напряженной репетиции.

Досье

Александр Абдукаримов выпускник академии имени А. Вагановой. Затем работал в Михайловском театре Санкт-Петербурга, где всего лишь за год он исполнил несколько сольных партий. В Мадриде в компании Виктора Ульяте (Victor Ulyate) знакомился с европейской балетной школой, а затем получил приглашение на работу в немецкий Киль. Там он впервые пробует себя в качестве хореографа и создаёт свои первые произведения — одноактные балеты «Сhronos» и «Когда спадают маски». С 2014 года Александр — артист государственного балета Берлина. На Олимп главной сцены Германии он взошёл быстро и ярко, привнеся в академические основы элементы модерна и зрелищности.

Дети ночи или испытание чувств

Идея пришла ко мне около 4-х лет назад спонтанно во время прослушивания музыки. Я вдруг осознал, что «Времена года» Антонио Вивальди — это именно времена года, настолько тонко композитор сумел воспроизвести в музыке атмосферу уходящего лета…, передать чувство тревоги, возникающее при внезапной смене настроения в природе. Слушая его «Грозу», не знаю почему, у меня возникла ассоциация с существами, которые внезапно появляются во мраке ночи. Вампиры, оборотни… Это быстрые существа, которые внезапно появляются, внезапно исчезают, натворив много бед. Отталкиваясь от этого, родилась идея того, что подобно появлению этих существ ночью обнажаются все наши страхи, сомнения. Ночь, на мой взгляд, – это то время, когда происходят разлады, конфликты между людьми, между любящими людьми.  Это то время, когда под действием страхов и неуверенности, люди порой совершают необдуманные поступки, ведущие к разладу, конфликту. Поэтому основная сюжетная линия строится вокруг отношений пары влюбленных, которые переживают не лучшие времена. По сути балет о том, как два любящих сердца переживают испытания, испытания чувств. Их одолевают страхи, сомнения, соблазны. Именно сексуальным соблазнам в постановке отводится заметная роль, ведь они, как никакие другие, способны легко разрушить любовь. Смогут ли их чувства выдержать эти испытания и окрепнуть, либо угаснуть навсегда? Я бы хотел оставить этот вопрос открытым. Разумеется, по законам жанра в конце истории любовь восторжествует. Уйдет луна — уйдут страхи и порожденные лунным светом демонические существа, в которых на время превратились наши герои. Но этот счастливый конец вовсе не говорит о том, что их чувства снова не будут подвергнуты испытаниям. Мне бы хотелось продолжить эту историю. Думаю, это будет трилогия, в которой одни и те же герои проходят испытания, но уже на другом эмоциональном уровне. Хореография создается специально для замечательной пары Екатерины Кухар и Александра Стоянова. То, что вы видите сейчас в зале — это и есть процесс создания хореографии. Я привык работать с чистого листа, не обременяя мозг предварительными построениями. Конечно, я набрасываю в голове некую схему в общих чертах, но все остальное создается непосредственно на площадке в режиме импровизации. На подготовку музыкальной партитуры ушло более двух лет. На самом деле в постановке используется музыка двух композиторов — Антонио Вивальди и Макса Рихтера.  Дополнительная проблема — отсутствие Екатерины и Александра. Их партии мы будем ставить в Берлине, где они сейчас работают. Ближе к дате премьеры приеду в Киев, чтобы подчистить шероховатости, выстроить световую схему. Надеюсь, все задуманное осуществится и 17 марта, как запланировано, мы подарим киевской публике великолепное зрелище.

Мода на балет

«Дети ночи» для меня в некотором смысле — вызов. Это моя первая постановка «на пальцах» (пуанты у балерин — прим. Авт.). И мне это очень нравится! Это здорово! Это совершенно другая эстетика у девочек, совершенно другая линия. Этот инструмент с одной стороны не позволяет делать некоторые вещи, с другой несет в себе фантастические возможности. Я думаю, что и дальше буду делать балеты «на пальцах». Мне кажется, что балетное искусство в широком смысле мало чем отличается от бокса или футбола. Это ведь зрелище прежде всего. Причем зрелище уникальное, не похожее ни на одно другое. Весь вопрос в том, как сделать этот вид искусства более зрелищным, более доступным. Думаю, в век высоких технологий это возможно. Именно в использовании высоких технологий я вижу будущее балета. С помощью световых решений, специальных эффектов, видеотехники, музыки можно создавать фантастические ультрасовременные постановки, востребованные на телевидении, а значит приносящие неплохой доход. Мне, как профессиональному танцору обидно, за людей нашей профессии, которые сначала учатся 10 лет, потом вкалывают как рабы, по сути оставаясь безвестными. Поэтому балет нужно развивать не как искусство, которое потребляет 1% населения, а как популярный вид искусства, сродни кино, модному театру. Не думаю, что можно привлечь внимание к балету за счет эпатажа. Это все уже было: и одевались и раздевались на сцене, и задницами ерзали. Возврат к классике – тоже не имеет смысла. Не ставить же «Лебединое озеро»? Его уже поставили давно. Единственный путь балетной хореографии на мой взгляд – делать качественный продукт, в том числе за счет ультрасовременных технологий, способный вовлечь зрителя в эмоциональное сопереживание, происходящему на сцене, заставить его следить за развитием сюжета, трансформациями на сцене.  Именно, в популяризации балетного искусства я вижу свою миссию. Вот и соцсети нам в помощь! (Смеется)

Хобби

Вам удалось посмотреть тизер «Children of the Night»? Это моя работа. Я серьезно увлекаюсь видео. Не профессионал, конечно. Но мне это занятие по душе. Кроме того, как оказалось это хобби еще и дополнительный доход приносит (улыбается).

Модный приговор

У меня есть любимый предмет гардероба, с которым я уже лет пять не расстаюсь — шуба. Как-то в шутку на вопрос друга «что тебе привезти» ответил — шубу. Каково же было мое удивление, когда он привез мне самую настоящую шубу, извлеченную из бабушкиного сундучка. С тех пор мы вместе (смеется). Если серьезно, предпочитаю классический стиль в одежде. Не ношу розовые штаны, гламурные пиджаки с блестками и т.д. Добротный костюм, хорошая рубашка — этого достаточно, когда нужно в люди выйти. А на досуге, репетициях — ничего необычного – джинсы, майка, толстовка. Достаточно интересно одеваюсь во время работы. Не люблю черный цвет, поэтому в моих костюмах много ярких альтернативных расцветок. Костюмы создает художник, с которым, как правило тщательно обсуждаю детали, ткани. Кстати, для «Children of the Night» костюмы будут шиться в Киеве. Эскизы уже разработаны. Это будет необычно.